восточная медицина история
История традиционной Китайской медицины
«История традиционной Китайской медицины ведет свой отсчет уже миллионы лет и истоки ее развития уходят корнями в первобытное общество. Первобытные люди исследовали большинство местных растений в поисках пищи и обнаружили, что определенные растения могут лечить болезни или облегчить боль. Методом проб и ошибок, основная форма китайской травяной медицины сложилась именно в Китае «.
Медицинская наука является важной составной частью традиционной китайской культуры. На протяжении тысяч лет, традиционная медицинская наука сделала огромный вклад для китайской нации, и методы этой науки славятся своей очевидной эффективностью, уникальными процедурами, системными теориями и имеют в своем арсенале огромное количество данных. Она также внесла весомый вклад в систему здравоохранения и знаний во всех странах мира. Традиционная китайская медицина продолжает стремительно развиваться, опираясь на свой многовековой исторический опыт.
Первые открытия и разработки в области традиционной китайской медицины можно отнести к древним временам, в те времена само открытие и наблюдение, что некоторые продукты могут предотвратить болезнь или боль вооружило людей инструментом знаний в борьбе против природы. Это все является самым первым примером применения китайской медицины. Также в это же самое время, люди обнаружили, что боль можно облегчить прикладывая тепло к определенному участку при помощи подогретого камня или песка, который является источником тепла (прижигания). А также, пожалуй, как наиболее известная из всех методов, акупунктура возникла в те времена, когда люди обнаружили, используя камень для уменьшения боли, что стимуляция одной части тела приводит к положительному эффекту в других местах.
Важнейшими составляющими традиционной китайской медицины являются следующие принципы:
• Базовая теория: концепция о Инь и Ян, а также понятие о пяти элементах (металл, дерево, вода, огонь и земля).
• Основное положение: цзин ло ( циркуляция жизненной энергии и регуляция функций организма), знания о внутренних органах, функция жизненной энергии и состояние крови.
• Факторы, которые провоцируют развитие заболеваний: эмоциональные факторы (радость, гнев, грусть, задумчивость, печаль, страх и шок), а также дисбаланс в Инь и Ян считаются первопричиной развития внутренних болезней в организме.
• Диагностика: основными методами диагностики являются наблюдение, выслушивание и обоняние, анамнез данных, диагностика пульса и метод пальпации.
• Лечение: методы лечения основаны на назначении лекарств и выполнении процедур иглоукалывания, массаж и цигун (система глубоких дыхательных упражнений)
Исходя из этих древних открытий, учение о развитии китайской медицины берет свое начало с публикаций Медицинской Классики Желтого Императора, который сформировал систему общей теории. В конце династии Восточная Хань, принципы лечения в китайской медицине были обнаружены в книге Шанхань Цзабинлунь, которая была написана Чжан Чжоунцзин.
Из этих основных текстов учение о теории и практике китайской медицины, как мы теперь знаем, берет свое начало с древних времен и продолжает развиваться даже в наши дни.
Диалектика о учении китайской медицины является своеобразным мостом между теорией и практикой китайской медицины. Так называемый Чжэн представляет собой сочетание симптомов и признаков, а также клинических проявлений заболевания, которые могут включать, например, желтуху, боли в ребрах, жар, горечь во рту, желтую мочу, покрытие языка налетом.
Традиционная китайская медицина — история
Китайская медицина существует куда дольше, чем традиционная западная. Этот факт подтверждают не только передаваемы устно легенды и сказания, но и дошедшие до наших дней древнекитайские медицинские тексты и трактаты.
Старейшим медицинским трактатом является « Трактат о внутреннем» (Нэй-цзин), в котором собран опыт китайской медицинской практики. В нем систематизированы знания по фитотерапии, иглоукалыванию, прижиганиям. Стоит обратить внимание, что он существует уже более 2000 лет, и труды Гиппократа (родоначальника западной медицины) появились на несколько столетий позднее.
Традиционная китайская медицина была практически неизвестна на Западе до недавнего времени. Пионерами в этой области были миссионеры-иезуиты, пребывавшие в Китае проездом только в 17 веке западная культура познакомилась с традиционной китайской медициной. В последующие века политические и культурные связи между Востоком и Западом усилились и стали более частыми, и появилась возможность глубже изучить аспекты китайской культуры, в том числе традиционной медицины и фармакологии.
Даже в наше время, при наличии множества переводов китайских трактатов с аннотациями на европейские языки, круг специалистов, которые могли бы произвести серьезные и надежные исследования в сравнении медицинские системы разных культур, ограничивается теми немногими, которые умеют читать оригинальные древнекитайские тексты.
Как и в случае со многими другими аспектами китайской культуры, авторство медицинской классики было возложено на мифических персонажей и оттеснено к временам глубокой древности. По традиции, зарождение искусства лечения было связано с Хуанди (Желтым императором) а изучение фармакологии с божественным земледельцем Шэнь-нуном. Они раскрыли свою мудрость в Хуанди Нэйцзин, или « трактате желтого императора о внутреннем» и в Шень-нун бенкао , «Трактате Шэнь-нуна о корнях и травах» соответственно. Считается Хуанди изобрел письменность, музыку и медицину. Китайские исторические записи датируются периодом правления Хуанди и, следовательно, Хуанди Нэйцзин в 2698 г. до н.э., это время никоим образом не может считаться исторически надежным. Хуанди Нэйцзин является одним из первых и, несомненно, очень важным трактатом в истории китайской медицины, который имел огромное влияние на развитие медицины в Китае в последующие века. В книге записей диалогов между Желтым Императором и некоторыми из его мудрецов-врачей рассмотрены все возможные аспекты диагностики патологий, иглоукалывания и прижигания. Там описаны как теоретические, так и практические основы лечения с подробными комментариями и советами.
Еще одним важным классическим трактатом является Нанкин или трактат Желтого Императора о Восьмидесяти одном сложном вопросе. Согласно приданиям, начиная с Шиджи (91 г. до н.э.), эта книга -работа врача Бянь Цуэ, который, как предполагается, процветал в период между шестым и третьим веками до н.э. Позже, Нанкин был добавлен в трактат Желтого императора. Считается, что Нанкин является комментариями к Хуанди Нэйцзин, которые содержат описания отдельных темных мест и сложных вопросов древнего трактата. Нанкин объясняет медицинскую теорию и практику гораздо более ясным, прозрачным способом, чем трактат о внутреннем.
В отличие от Нанкина, трактат желтого императора составлялся на протяжении нескольких веков разными людьми. В нем сочетаются эзотерика и космология рядом с конфуцианской дискуссией по этическим соображениям, есть очень рациональные и научные аргументы, которые следуют после оценки физиологической алхимии. Некоторые части книги датируют временем правления династии Цинь другие части — династией Тан.
Некоторые из наиболее важных открытий китайской медицины были сделаны именно врачом Бянь Цуэ, в том числе он описал теоретические основы инь и ян, пяти элементов, воздействие факторов внешней среды на здоровье, а так же углубил знания о меридианах и акупунктуре. Так же он был первым врачом, производящим диагностику здоровья больного по пульсу.
Независимо от высокой оценки и значимости исторических текстов в китайской традиции, почти все они не содержат информации об авторе и дате своего создания. Однородная структура и содержание Нанкин подтверждает, что это не просто набор мыслей и идей, как это часто бывает с ранними текстами в китайской литературе, но была написана одним автором, а следовательно, принадлежит к одному времени. Большинство западных ученых датируют книгу от первого до третьего века нашей эры, в общем, их расчеты основаны на датировке «Шан хань цза бин лунь» (Суждения о лихорадочных поражениях холодом и разных внутренних болезнях), написанных Чжан Цзи (142-220), которые были созданы под влиянием Нанкина. Чжан Цзи один из самых известных древнекитайских фитотерапевтов. На сегодняшний день, его предписания по прежнему имеют большое практическое значение. Его трактат о внутренних болезнях вызванных холодом, по сей день используется в качестве справочника.
Одним из самых знаменитых хирургов был врач Хуа То (110-207 н.э.), он первым использовал анестезию и способствовал расширению медицинских знаний по анатомии человека. Так же Хуа То разработал Игру 5 животных: серия упражнений, которые разрабатывают и укрепляют абсолютно все мышцы организма.
Во время правления династии Суй , Чао Юан Ванг написал «Генеральный Трактат о Причинах и симптомах болезней» который состоял из 50 томов, разделенных на 67 категорий, а также описывал 1700 синдромов. Эта книга оказала сильное влияние на последующее развитие медицины, т.к. в ней были описаны признаки и симптомы различных заболеваний из областей хирургии, гинекологии, и педиатрии.
Во время династии Мин, после освобождения от татаро-монгольского ига, величайший врач и фармаколог Мин Ли Шинг создал сборник Бен Цао Ган-му (Материа Медика). Текст, в котором накоплен 40 летний опыт практикующего врача, содержал в себе 1900000 китайских иероглифов и описывал более 1800 препаратов, имел 1 100 иллюстраций и 11 000 рецептов. Также Материа Медика содержит в себе подробное описание 1094 трав (их тип, форму, вкус, фармакологические свойства и применение в лечении). Эта книга один из самых больших вкладов в развитие фармакологии в Китае и во всем мире. Materia Medica была переведена на многие языки и остается главным справочником по фитотерапии.
В древнем Китае, как и в других древних обществах, идея эволюции работала казалось бы, в обратную сторону, первоначальные знания — самые верные и надежные. В традиционной китайской медицине, новая вещь может быть оправдана и принята, если можно доказать, что о ней уже упоминалось в древности. В результате этого, медицина в Китае рассматривается как совокупность знаний, которые претерпели очень мало изменений за большой исторический промежуток.
Китайские медики справедливо рассматривали человеческий организм не как нечто замкнутое в себе и обособленное от окружающего мира, но видели в нем сложнейшую систему, каждый из элементов которой функционально связан со всеми остальными в определенных соотношениях и по вполне определенным законам.
Традиционная китайская медицина внесла большой вклад в развитие современной медицины в целом. Методы диагностики и лечения, дошедшие до нас из древних веков, активно и успешно применяются и по сей день. Методы традиционной китайской медицины набирают все большую популярность во всем мире, за счет своей эффективности и доступности. Лучше предотвратить болезнь, чем лечить ее, а если лечить, то не только очаг, но и весь пораженный организм в целом!
Краткая история древневосточной медицины
Проблема болезни издревле привлекала пристальное внимание человека. Болезнь как несчастье, беда, непосредственная угроза жизни потрясала воображение и принуждала к поиску средств спасения. Тысячелетиями самые искусные во врачевании, самые наблюдательные, особенно близкие к природе люди путем проб и ошибок, вдохновляющих удач и драматических неудач накапливали опыт, передавая его из поколения в поколение. На этом пути были великие озарения и роковые заблуждения, но время отсевало зерна от плевел. Безвестные гении медицины сопоставляли, обобщали, осмысливали опыт предшественников. Возникали теории, концепции, которые, в свою очередь, проверялись веками врачевания. И ложное уходило, а истинное сохранялось. Это был великий тысячелетний эксперимент, это была истинная наука врачевания, и наиболее преуспела в этом древневосточная медицина.
Это бесценное наследие принадлежит всему человечеству, и высокомерие потомков по отношению к опыту и великой медицинской культуре древности недопустимо. Тысячу раз был прав Гёте, заявлявший что все верное было найдено давным-давно. Древневосточные целители придавали особое значение саморегуляции организма как в здоровье, так и в болезни. Одним из важнейших условий выживания является способность сопротивляться болезни, преодолевать ее. Индивиды, не обладавшие способностью к сопротивлению недугу, не выживали, не оставляли потомства. И древневосточные целители помогали защитным механизмам организма победить болезнь. Они безошибочно оценивали как силу болезнетворного фактора, так и силу защитных механизмов, предсказывая исход болезни и время этого исхода. Они видели, как в один день одной и той же болезнью заболевали двое, но один выздоравливал быстрее другого или один погибал, а другой — выживал. Определяя и оценивая индивидуальность человека, они и к болезни каждого подходили индивидуально.
Письменные памятники древневосточной медицины
Истоки языка врачевания теряются в цивилизациях Древнего Востока. Создателями древнейшей письменности в истории человечества являлись египтяне и шумеры, жители Шумера — страны, расположенной по нижнему течению рек Тигра и Евфрата в Междуречье (Месопотамия). Появление письменности датируется для Египта концом 4-го тысячелетия до н. э., а для Шумера — началом 3-го тысячелетия до н. э. До нас дошло 10 египетских медицинских трактатов, написанных иероглифами на папирусе. Наиболее ценные из них два папируса 2-го тысячелетия до н. э. (ок. 1550 г. до н. э.) — папирус Эберса и папирус Смита.
О назначении папируса Эберса свидетельствует его название — «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Она содержит около 900 прописей для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, ожогов и кровотечения, глазных, кожных, паразитарных и других болезней. Папирус Смита — это лишь часть обширного трактата, наиболее древнего из сохранившихся в истории медицины текстов по хирургии — о строении человеческого тела и оперативном лечении. В нем встречается много специальных слов «детства» новой науки. Некоторые из них, например термин для головного мозга, были абсолютно новыми и до того времени неизвестными. На территории Шумера и других древнейших государств Месопотамии, Вавилона и Ассирии, унаследовавших культурные достижения Шумера, археологи нашли Десятки тысяч клинописных табличек, в том числе и медицинского содержания. Среди них имеются и такие, которые использовались как своего рода учебные двуязычные терминологические словарики. Так, ко второй половине 2-го тысячелетия относится сборник, составленный из более чем 30 табличек. В этом сборнике по тематическому принципу, последовательно «от головы до пят», подобраны названия частей тела, органов, а также их функций. Другие сборники — это комбинации табличек по признакам болезней или по названиям пораженных частей тела, они представляют своего рода номенклатуру болезней. В середине второго столетия появилась книга китайского врача Хуан Муми «Цзя-и-Цзин», посвященная иглотерапии, в которой он описал 649 точек. Вскоре она попала в Японию, где наряду с иглоукалыванием широкое распространение получило прижигание (мокса). Уже в 1027 г. Ван-Вейн изготовил два бронзовых манекена с отверстиями для введения игл. Исходя из учения древних о двенадцати «жизненных сосудах» («каналах», «линиях»), он расположил на них известные в то время уже 657 точек.
В 1303 г. Ху Тэпин к 12 линиям Ван-Вейн добавил еще две и около 40 новых точек. С тех пор топография линий и точек практически не изменилась, а лишь пополнялась. В это же время на плодородных землях юга страны развивалась лекарственная медицина, основанная на использовании трав и коры растений. Уже в I веке до н. э. был составлен первый лекарственный справочник. Однако успешное лечение иглоукалыванием и травами не могло уберечь население востока от эпидемий. Успехи западных медиков в хирургии и вирусологии привлекают внимание восточных врачей и на долгое время становятся основной темой исследований. Но ни на Востоке, ни на Западе панацеи найдено не было. Каждая медицина имела свои преимущества и недостатки. Западная стала более массовой. Она ставит диагноз, и при определенном заболевании всем назначаются стандартные лекарственные препараты, Восточная же исходит из того, что нет одинаковых людей, и, следовательно, не может быть одинакового лечения. Цель древней восточной терапии — заставить организм самостоятельно вернуться к нормальному функционированию. Воздействуя на определенные точки, можно снять боль, сохранить или вернуть здоровье и противостоять болезням без медикаментов. В этом ее неоспоримое преимущество. Таким образом, врачевание, медицинские знания достигли в Египте, Шумере, а затем в Вавилонии и Ассирии определенных успехов. Получила развитие медицинская литература. С уже имеющихся оригиналов переписывались медицинские трактаты, учебные пособия, словари. В библиотеках скапливались папирусы или клинописные глиняные таблички с данными из различных областей знаний, включая медицину. Вавилонский царь Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) в одном из своих законов впервые выделил в качестве самостоятельной профессию врача.
Основные положения восточной медицины
Древняя восточная медицина построена на признании единства и гармоничности взаимоотношений человека с природой. Все в природе подчиняется законам космоса, а поскольку человек — часть природы, он тоже должен зависеть от этих законов. Одно из основных понятий китайской философии — это инь-ян, выражающее противоположные и сменяющие друг друга явления: свет и тьма, солнце и луна, огонь и вода, активность и пассивность. мужское и женское начало, небо и земля. Инь и ян находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, благодаря которым меняется природа (времена года, день и ночь). Монада — это один из древнейших символов. дошедших до нас, говорящий о взаимном проникновении двух вечно противоборствующих систем, которые никогда не смешаются, не перетекут друг в друга, но которые не могут существовать отдельно. В каждой из них есть точка другого цвета — символ зарождения ян внутри инь и наоборот .
Это же касается и человека. Он рождается, стареет, умирает и, наконец, возвращается к земле. Идеал — это полное гармоничное равновесие двух начал. Значения инь и ян дополняются понятием жизненной силы, энергии. Чтобы природа и человек существовали, они должны быть наполнены жизненной силой. Согласно восточной философии, Вселенная образована движением и преобразованием пяти основных первоэлементов: дерева, огня, земли, металла, воды. Природа находится в постоянном движении, так же как и человеческий opraнизм: день-ночь, утро-вечер, бодрствование-сон, вдох-выдох и т. д.