теория китайской медицины
Теория китайской медицины. Связи органов, влияние эмоций. · «abreg ad habra»
Восточная медицина рассматривает человека как целостную систему. Для сохранения и восстановления здоровья важнее знать связи и отношения внутри организма, чем его анатомию.
В соответствии с законом подобия человек также подчинён закону ритма Инь-Ян и имеет те же пять первоэлементов.
Пять первоэлементов «хранятся» в пяти плотных (иньских) органах и проявляют свою активность через пять полых (янских) органов.
Важное уточнение: органы в китайской медицине — это системы, которые не только управляют другими частями тела, но и связаны с эмоциональным и ментальным состоянием человека.
Главной функцией ИНЬ-органов является переработка и хранение питательных веществ, жизненной энергии ЦИ, крови и жидкостей тела.
ЯН-органы – переваривают и всасывают пищу, удаляют отходы и токсичные вещества.
Все ИНЬ и ЯН-органы связаны между собой 12 главными и 8 чудесными энергетическими каналами.
ИНЬ и ЯН-органы одного элемента образуют функциональную пару.
Например, качество «Огонь» хранится и накапливается в сердце, а „отвечает“ за проявление этого качества тонкий кишечник.
Сердце и тонкий кишечник образуют энергетическую пару.
Посмотрите на таблицу соответствий. В каждом её столбце располагаются категории, имеющие между собой вертикальную (синхронную) связь. Они относятся к одной группе и напрямую зависят друг от друга.
Вот почему, прежде чем лечить кожу, нужно почистить кишечник и укрепить лёгкие.
Дополнительно, к первоэлементу «Огонь» относятся:
— иньская функциональная система «перикард» – защитник сердца
— янская – «три обогревателя», объединяющая функции органов груди, живота и таза.
Эмоции — главные силы в человеческой психике. Разумный контроль и свободное, но уместное проявление эмоций обеспечивают свободное движение энергии ЦИ в теле.
Однако избыток эмоций нарушает равновесие и течение этой энергии — влияет на здоровье вцелом.
Гнев вреден для Печени, Радость — для Сердца (см. таблицу соответствия).
Гнев
Гнев вызывает прилив энергии, которая стремительно нарастает и внезапно выплёскивается.
Если преобладает Гнев, человек легко расстраивается от неудач и не способен сдерживать свои чувства.
Его поведение неправильно и импульсивно. Он кидается из крайности в крайность, что создаёт общее состояние напряжения.
Радость
Радость рассеивает энергию, она распыляется и теряется. Когда в жизни человека главное — получение удовольствия, он не способен удерживать энергию, всегда ищет удовлетворения и всё более сильной стимуляции.
Чтобы сохранить интерес и приятное волнение, ему нужны внешние стимулы и внимание других людей.
В одиночестве он ощущает себя безжизненным. Склонен к неконтролируемой тревоге, бессоннице и отчаянию.
Задумчивость
Задумчивость тормозит энергию. Если человек излишне размышляет, он попадает во власть тревожных мыслей и идей.
Его может мучить излишнее внимание к деталям, а мысли могут замыкаться в порочный круг, вырваться из которого он не в состоянии. Это отсекает его от свежих мыслей и переживаний.
Жизнь становится скучной и однообразной. Такой человек склонен к апатии и скуке.
В то же время он обязателен, заботлив и склонен к сочувствию. Ho eсли жизнь не требует от него усилий, он может стать ленивым и инертным, уйти в свои мысли.
В таком состоянии его энергия застаивается, вызывая дурное пищеварение, тяжесть и вялость.
Печаль
Печаль прекращает действие энергии. Это чувство имеет свойство сжимать и замедлять.
Человек, ушедший в переживание печали, отрывается от мира, его чувства сохнут, а мотивация вянет.
Защищая себя от радостей привязанности и боли потерь, он устраивает свою жизнь так, чтобы избегать риска и капризов страсти, становится недосягаем для подлинной близости.
Он приятен, но холоден, легко начинает презирать людей, которые кажутся ему расхлябанными и недисциплинированными.
Может склониться к стяжательству, собственничеству и властности, стремясь держать под контролем своё окружение. Ему неприятно, когда при нём проявляют эмоции и сам не выдаёт своих чувств.
На вид он собранный, организованный, но если утрачивает упорядоченность своей жизни, то становится уязвимым и ощущает себя в опасности.
У таких людей бывает астма, запоры и фригидность.
Страх
Страх обнаруживает себя, когда выживание оказывается под вопросом. От Страха энергия падает, человек каменеет и теряет контроль над собой.
В жизни человека, объятого страхом, преобладает ожидание опасности, он становится хитрым и подозрительным, прячется от мира и предпочитает одиночество. Он критически настроен, циничен, уверен во враждебности мира.
Изоляция может отрезать его от жизни, сделав холодным, твёрдым и бездуховным.
В теле это проявляется артритом, глухотой и старческим слабоумием.
Taiji
Кроме знаменитых учений о жизненной энергии Ци, единстве и противоположности сил Инь и Ян, в теории традиционной китайской медицины важное практическое значение имеет концепция пяти первоэлементов У Син: Металл, Вода, Дерево, Огонь, Земля. Система У Син формирует Вселенную и отражается во всех закономерностях земной жизни.
Китайские мудрецы связывают каждый из элементов с определенным органом в теле человека.
Например, Вода как первоэлемент соответствует почкам, Дерево – печени, Огонь – сердцу, Земля – селезенке, Металл – легким. Первоэлементы связаны между собой процессами порождения и разрушения. Цикл порождения (внешний круг на диаграмме) – процесс рождения и перевоплощения одной сущности в другую: Вода порождает Дерево, ведь без воды не вырастет ни одно дерево, Дерево порождает Огонь, так как сухая древесина – легко воспламенима. Огонь, когда гаснет, превращается в прах, то есть в Землю, Земля порождает Металл, он содержится в почве, Металл в расплавленном виде становится жидким, то есть порождает Воду. В противоположность циклу порождения существует цикл разрушения, который отражает сдерживающее влияние, ограничение одного элемента другим: Дерево разрушает Землю, вырастая из почвы, Земля поглощает Воду, Вода поглощает Огонь, Огонь, в свою очередь, разрушает Металл, расплавляя его.
Циклы порождения и разрушения первоэлементов врачи традиционной китайской медицины соотносят с влиянием внутренних органов друг на друга. Органы в теле человека связаны между собой не только процессами порождения и ограничения, но и по каналам и коллатералям. Тяжелая одышка, кашель или любое другое заболевание дыхательной системы сигнализирует нам о проблемах в толстом кишечнике. И врач традиционной китайской медицины у пациента с хроническим бронхитом всегда поинтересуется, не страдает ли больной частыми запорами. Улучшение работы толстого кишечника, таким же образом, положительно влияет на работу легких.
Коллатеральные связи существуют между 1) легкими и толстым кишечником; 2) почками и мочевым пузырем; 3) печенью и желчным пузырем; 4) сердцем и тонким кишечником; 5) селезенкой и желудком. Это значит, что здоровье одного органа из пары будет благоприятно сказываться на состоянии другого. Симптоматика в организме возникает постепенно и по нарастанию. Порою, чтобы разглядеть проблемы с легкими достаточно определить частоту возникновения насморка, так как чувствительность носа станет для вас первым звоночком тревоги. Если вы придете к врачу традиционной китайской медицины с жжением или покраснением глаз, он не пропишет вам капли, он выпишет травы, чтобы вы сварили настойку для очищения печени, потому что глаза – зеркало не только души, но и состояния печени. По такой же системе, губы расскажут о состоянии селезенки, язык – о здоровье сердечной мышцы, уши – о почках.
Очищение желудочно-кишечного тракта положительно влияет на работу сразу трех внутренних органов: сердца, легких и селезенки. Ведь согласно теории традиционной китайской медицины, работа сердца взаимосвязана с работой тонкого кишечника, легкие – с толстым кишечником, желудок – с селезенкой. Согласно циклу порождения в концепции У Син, да и согласно всем опубликованным результатам научных исследований, все наши внутренние системы – взаимосвязаны, а значит не могут не взаимодействовать. Важно понять, что ни один процесс в организме не происходит изолированно, вне системы. Поэтому, если ваша цель – здоровье, ваш идеал – это здоровый образ жизни, а не узконаправленное лечение симптомов. Не зря ведь существует выражение в народе: одно мы лечим – другое калечим.
Теория китайской медицины
Связи органов, влияние эмоций Восточная медицина рассматривает человека как целостную систему. Для сохранения и восстановления здоровья важнее знать связи и отношения внутри организма, чем его анатомию.
В соответствии с законом подобия человек также подчинён закону ритма Инь-Ян и имеет те же пять первоэлементов.
Пять первоэлементов „хранятся“ в пяти плотных (иньских) органах и проявляют свою активность через пять полых (янских) органов.
Важное уточнение: органы в китайской медицине — это системы, которые не только управляют другими частями тела, но и связаны с эмоциональным и ментальным состоянием человека.
- Главной функцией ИНЬ-органов является переработка и хранение питательных веществ, жизненной энергии ЦИ, крови и жидкостей тела.
- ЯН-органы – переваривают и всасывают пищу, удаляют отходы и токсичные вещества.
Все ИНЬ и ЯН-органы связаны между собой 12 главными и 8 чудесными энергетическими каналами. ИНЬ и ЯН-органы одного элемента образуют функциональную пару. Например, качество «Огонь» хранится и накапливается в сердце, а „отвечает“ за проявление этого качества тонкий кишечник.
Сердце и тонкий кишечник образуют энергетическую пару. Посмотрите на таблицу. В каждом её столбце располагаются категории, имеющие между собой вертикальную (синхронную) связь. Они относятся к одной группе и напрямую зависят друг от друга.
Вот почему, прежде чем лечить кожу, нужно почистить кишечник и укрепить лёгкие.
Дополнительно, к первоэлементу «Огонь» относятся: иньская функциональная система «перикард» – защитник сердца и янская – «три обогревателя», объединяющая функции органов груди, живота и таза.
Важную роль в управлении здоровьем играют эмоции.
Эмоции — главные силы в человеческой психике. Разумный контроль и свободное, но уместное проявление эмоций обеспечивают свободное движение энергии ЦИ в теле. Однако избыток эмоций нарушает равновесие и течение этой энергии и влияет на здоровье. Гнев вреден для Печени, Радость — для Сердца (см. выше таблицу соответствия).
Гнев
Гнев вызывает прилив энергии, которая стремительно нарастает и внезапно выплёскивается. Если преобладает Гнев, человек легко расстраивается от неудач и не способен сдерживать свои чувства. Его поведение неправильно и импульсивно. Он кидается из крайности в крайность, что создаёт общее состояние напряжения.
Радость
Радость рассеивает энергию, она распыляется и теряется. Когда в жизни человека главное — получение удовольствия, он не способен удерживать энергию, всегда ищет удовлетворения и всё более сильной стимуляции. Чтобы сохранить интерес и приятное волнение, ему нужны внешние стимулы и внимание других людей. В одиночестве он ощущает себя безжизненным. Склонен к неконтролируемой тревоге, бессоннице и отчаянию.
Задумчивость
Задумчивость тормозит энергию. Если человек излишне размышляет, он попадает во власть тревожных мыслей и идей. Его может мучить излишнее внимание к деталям, а мысли могут замыкаться в порочный круг, вырваться из которого он не в состоянии. Это отсекает его от свежих мыслей и переживаний. Жизнь становится скучной и однообразной. Такой человек склонен к апатии и скуке. В то же время он обязателен, заботлив и склонен к сочувствию. Если жизнь не требует от него усилий, он может стать ленивым и инертным, уйти в свои мысли. В таком состоянии его энергия застаивается, вызывая дурное пищеварение, тяжесть и вялость.
Печаль
Печаль прекращает действие энергии. Это чувство имеет свойство сжимать и замедлять. Человек, ушедший в переживание печали, отрывается от мира, его чувства сохнут, а мотивация вянет. Защищая себя от радостей привязанности и боли потерь, он устраивает свою жизнь так, чтобы избегать риска и капризов страсти, становится недосягаем для подлинной близости. Он приятен, но холоден, легко начинает презирать людей, которые кажутся ему расхлябанными и недисциплинированными. Может склониться к стяжательству, собственничеству и властности, стремясь держать под контролем своё окружение. Ему неприятно, когда при нём проявляют эмоции и сам не выдаёт своих чувств. На вид он собранный, организованный, но если утрачивает упорядоченность своей жизни, то становится уязвимым и ощущает себя в опасности. У таких людей бывает астма, запоры и фригидность.
Страх
Страх обнаруживает себя, когда выживание оказывается под вопросом. От Страха энергия падает, человек каменеет и теряет контроль над собой. В жизни человека, объятого страхом, преобладает ожидание опасности, он становится хитрым и подозрительным, прячется от мира и предпочитает одиночество. Он критически настроен, циничен, уверен во враждебности мира. Изоляция может отрезать его от жизни, сделав холодным, твёрдым и бездуховным. В теле это проявляется артритом, глухотой и старческим слабоумием.
Теории китайской медицины
Первые теории китайской медицины зарождались в Китае в период 5—3 вв. до н. э.. Этот период известный под названием Чжаньго («Воюющие царства»), был периодом агонии империи Чжоу и всего рабовладельческого общества Китая.
Теории китайской медицины
Империя Чжаньго
Непрерывные междоусобные войны между княжествами, усиление классовой борьбы и соперничества внутри господствующего класса — все это предшествовало установлению господства династии Цинь и созданию первой всекитайской централизованной империи Чжаньго, событиям, которые произошли в 221 г, до н. э.
Для Чжаньго характерны также зарождение и борьба важнейших идеологических течений древности: конфуцианства, даосизма, фацзя и других. Уже первые попытки философского толкования мира способствовали возникновению у медиков стремления объяснить происхождение болезней. А так как философы того времени уделяли большое внимание окружающему людей миру, то и медики начинают понимать, что здоровье человека находится в определенной зависимости от внешней среды.
Учение о шести «Ци»
Еще в 533 г. до н. э. заболевшему императору Цзин-гуню врач И Хэ объяснил, что болезнь его вызвана неравновесием шести «Ци» («напоминающие воздух»). Вначале под этим термином подразумевались ветер, холод, сырость, сухость, тепло, огонь — как элементы, определяющие погоду и климат. Но впоследствии, когда учение о шести «Ци» стало одной из основ теории китайской медицины, в эти понятия уже вкладывался более широкий смысл.
К «внешним возбудителям», кроме упомянутых «шести элементов», относятся и возбудители (имеются в виду, конечно, не микробы, о которых первые сведения появились лишь в 11 веке н. э., а паразиты) острых и хронических инфекционных заболеваний.
Другие философские учения
Медицина древнего Китая приняла на вооружение также и другие философские учения, например о «мужском и женском началах («ин-ян») и пяти первоэлементах («У син»). Эти философские теории китайской медицины рассматривали человека как уменьшенную копию, снимок большого мира. На основании этих учений медики объясняли жизнь и смерть, здоровье и болезнь как нарушение гармонии пяти основных элементов — огня, дерева, воды, земли и металла.
Учение о «мужском и женском началах («ин-ян»)
Древнейшая медицинская книга
Данные теоретические предпосылки в обобщенном виде были изложены в древнейшей медицинской книге «Хуанди Нэйцзин» («Книга первого императора о внутреннем человеке») в 18 томах. Об истории ее создания легенда повествует следующее:
Император Хуанди, являвшийся, согласно легенде, ее автором, задавал министру доктору Ци Бо и врачу Ван Шу-хэ вопросы о причинах самых распространенных и сложных болезней и способах их лечения. Ответы медиков записывались. «Нэйцзин» состоит из двух частей: «Су вынь» («Вопросы и ответы») и «Лин шу» («Исследование истинного корня болезни»). В них имеются разделы, посвященные правилам гигиены человека, симптоматологии болезней, правилам исследования пульса, анатомии, иглоукалыванию, прижиганиям, а также приведены рецепты лекарств против ряда болезней и т. д.
О времени создания «Нэйцзин» долгое время строили различные догадки. Сейчас историки сходятся на том, что произведение это было написано не позднее третьего века до нашей эры, то есть, примерно, тогда, когда начался один из наиболее благоприятных для развития китайской национальной науки и культуры периодов — период династии Цин.
Со времени написания «Нэйцзин» (305—240 годы до и. э.) переиздавалась с различными дополнениями и изменениями множество раз. До наших дней дошел экземпляр этой книги, переработанной через тысячу лет после ее появления врачом Ван Бин (8 век н. э.). Он не только изложил данные, приведенные в ней, более доступным языком, но и систематизировал описанные в «Нэйцзин» многочисленные приемы и методы.
Судя по сохранившемуся экземпляру, в «Нэйцзин» были описаны чрезвычайно важные открытия в области анатомии и физиологии. Так в этой энциклопедии древней медицины есть сведения о роли желудка и кишечника в пищеварении, о печени и селезенке — основных «вместилищах крови». Китайской медицине принадлежит приоритет в определении роли сердца как «двигателя крови» и в открытии замкнутого кровообращения.
Можно утверждать, что в основе этих эпохальных открытий также лежат идеи, высказанные в «Нэйцзин».
Определение главной задачи медицины — «излечивать больных и укреплять здоровье здоровых» — также впервые сформулировано в этом замечательном каноне. Именно он предписывал врачу сочетать лечебную работу с профилактической. Не случайно отдельная глава «Нэйцзин» посвящена вопросам гигиены. В ней даны ценные и для нашего времени советы относительно диеты, отмечена роль лечебной физкультуры, правильного режима, роль среды, и ее влияния на организм.