диагностика тибетская медицина
Диагностика по пульсу
Диагностика по пульсу — это уникальный метод диагностики в тибетской медицине и зародился он очень давно, фактически сопровождал все методики лечения восточной медицины с момента ее зарождения. Мастера пульсовой диагностики тибетской медицины — действительно опытные врачи, различают более 600 различных видов пульса, каждый из которых отвечает за прошедшие и существующие заболевания, а также будущие, если существующие заболевания не будут вылечены.
Диагностика по пульсу — это одна из самых точных диагностик различных заболеваний и правильность диагноза можно легко проверить современными средствами. Исследования данной области говорят о том, что у опытных диагностов по пульсу полностью исключены ошибки тибетской медицины в диагностике, и потому, многие ведущие клиники Европы, устраивая на своей базе кабинеты восточной медицины, часто прибегают к пульсодиагностике.
Пульсовая диагностика — выявление заболеваний.
Принцип пульсовой диагностики заключается в том, что опытный диагностик в тибетской медицине, зная расположение активных точек в зоне запястий пациента, может определить тип и частоту пульса в каждой активной точке, путем нажатия на каждую из них в течение определенного промежутка времени. Врач восточной медицины сможет выявить даже скрытые заболевания, а существующие и уже пролеченные заболевания будут показаны вплоть до календарного развития — настолько точной может быть пульсовая диагностика тибетской медицины в руках профессионала.
Хотелось бы подробнее осветить тему пульса у человека. Есть еще множество признаков, позволяющих различить пульс даже без специальных методов пульсодиагностики, разработанных целителями восточной медицины. При тщательном рассмотрении пульса методиками пульсовой диагностики, можно выявить даже мельчайшие изменения пульса, которые говорят специалисту о многом, в частности о причинах, по которым данные заболевания могли возникнуть.
Расположение точек.
Расположение активных точек на запястьях: правая рука отвечает за работу легких и толстого кишечника, печени и желчного пузыря, правой почки и мочевого пузыря (попарно для каждой из трех активных точек).
На левой же руке прекрасно прощупывается работа сердца и тонкого кишечника, желудка и поджелудочной железы, левой почки и предстательной железы (или яичников у женщин).
Для каждой точки существует более 80 различных видов пульса, каждый из которых вещает о типе болезни, существующей у пациента. Определив тип, можно уже выявить и саму болезнь. Таким образом, поэтапная пульсодиагностика позволяет выявить у пациентов болезни жара и холода.
Какие же существуют характеристики по пульсу для каждого типа болезней? Прежде всего, для болезней «жара» существуют следующие характеристики по пульсу: напряженный и твердый пульс, текущий сильно и быстро. Болезни же «холода» — это, наоборот, слабый и медленный пульс, текущий мягко.
Диагностика по пульсу — типы пульсов.
Если же брать в целом, то из 80 имеющихся видов пульса можно выделить основные, встречающиеся наиболее часто. Если брать противоположные типы, то можно встретить пустой или выпуклый пульс, быстрый и медленный, сильный и трясущийся, твердый и расслабленный, или комбинации из двух и более видов пульсов (пустой — быстрый, слабый — трясущийся).
В целом же, диагностика по пульсу применяется не только для выявления болезней, но и для уточнения поставленного диагноза. А в диагностике тяжелых заболеваний на самых ранних стадиях их развития определению тибетской пульсовой диагностике — нет равных. Это действительно гарантия для пациента! Гарантия, которая неоднократно проверялась временем и здоровьем, подаренным людям.
Записаться на прием к специалисту Вы можете с помощью формы обратной связи или по телефону нашего центра
Полезная информация по теме пульсовой диагностики:
- Обзор типов пульсов, какие существуют в медицине типы пульсов, что обозначает тот или иной вид пульса. Когда необходимо обратиться к врачу и многое другое.
Пульсовая диагностика
Врачебная наука Тибета придает изучению пульса намного большее значение, нежели это делается на Западе. В западной медицине по пульсу напрямую определяют в основном работу сердца, поскольку то, как работает сердце, непосредственно отражается на характере пульса.
Различается ближний пульс (точка сонной артерии на шее), средний пульс (точка лучевой артерии на запястье) и отдаленный пульс (две точки на стопе ноги). По характеру пульса на этих точках оценивается ритмичность и сила работы сердца, напряженность, полнота пульса, его быстрота или замедленность. По напряженности пульса можно также определить, снижено или повышено артериальное давление. Если пульс слабый, можно подозревать, что человек страдает гипотонией, а если пульс напряженный, плотный, это указывает на гипертонию. О ритмичности пульса врач может судить, определив количество биений пульса в течение одного вдоха-выдоха. У взрослого человека в норме их должно быть 5-6, то есть в течение одной минуты – примерно от 60 до 72 биений. У ребенка за время одного вдоха-выдоха в норме происходит 7-9 биений пульса, в течение 1 минуты – в среднем примерно 110 биений (от 84 до 120, в зависимости от возраста). В западной медицине насчитывается не более 8-10 характеристик пульса. Из них наиболее ценными являются ритмичность, частота, наполнение, напряжение.
В тибетской медицинской традиции различается до 80 изменений пульса. Наиболее частыми являются пульсы 66 видов, которые характеризуются как трясущийся, выпуклый, полый, тонкий, быстрый, глубокий, бессильный, расслабленный, полный, твердый, напряженный, толстый, плоский, выпукло перекатывающийся, тугой, трясущийся и т.д. Уже из одного этого перечня видно, насколько глубоким и тщательным является изучение пульса в тибетской медицине по сравнению с медицинской практикой Запада. Пульс, пальпируемый (щупаемый, изучаемый) врачом, должен быть ровным, без изъянов, перекатов, остановок, прерываний и ощущаться как «ровная нитка жемчуга».
По пульсу врач тибетской медицины может определить состояние двенадцати внутренних органов: 6 плотных – сердце, легкие, печень, правая и левая почки, поджелудочная железа и селезенка, и 6 полых – желудок, желчный пузырь, мочевой пузырь, тонкий кишечник, толстый кишечник, предстательная железа (у женщин – матка), а также преобладание в организме «жара» или «холода» и многое другое.
При этом необходимо учитывать объективные условия, влияющие на пульс – время проведения диагностики (утро, день, вечер), время (сезоны) года, конституциональную принадлежность, характер питания пациента, его эмоциональное состояние и т.д. Пульс человека может меняться в зависимости от возраста, погоды, душевного состояния, а также зависеть от сезона года. Весной пульс становится более тонким, напряженным (усиление пульса печени), летом он более толстый, продолжительный (усиление пульса сердца), осенью – грубый, короткий (усиление пульса легких), а зимой – мягкий и медленный (усиление пульса почек). Для межсезонья характерен короткий и мягкий пульс (усиление пульса поджелудочной железы).
Успешность диагностики зависит, прежде всего, от знаний врача и его опыта и интуиции. Врачи тибетской медицины нередко придают исследованию пульса даже большее значение, нежели осмотру и опросу. Они меньше осматривают пациента, чтобы определить состояние позвоночника, кожи, наличие триггерных зон и т.д., и больше полагаются на данные пульсовой диагностики. В то же время современные врачи тибетской медицины, практикующие в России, стараются, в первую очередь, максимально использовать опрос и осмотр как основные методы диагностики. Думаю, причина этого состоит в основных тенденциях и логике современного развития тибетской медицины с ее явным стремлением к органичному сочетанию методов восточной и западной медицинской науки.
Диагностика по пульсу, проведенная опытным врачом тибетской медицины, позволяет определить, какие заболевания были у пациента в прошлом, чем он болен в настоящий момент, какова степень развития болезни, а также предупредить те проблемы, которые могут ожидать человека в будущем, если он не будет уделять внимание своему здоровью.
В пульсе отражается состояние каждого отдельно взятого органа и всего организма в целом.
Врач тибетской медицины с помощью пульсовой диагностики может выявить заболевание в самом его зачатке, на такой стадии, когда даже современная компьютерная диагностика еще не находит никаких патологических изменений.
Пульсовая диагностика позволяет найти «входные двери» болезни, то есть выяснить, в каком органе первоначально возникли патологические изменения.
Первое, что проверяет врач тибетской медицины при пульсовой диагностике – это связь между пульсом и дыханием у пациента.
У здоровых людей на каждый вдох-выдох (полный дыхательный акт) должно приходиться пять биений пульса. Если количество ударов превышает пять, то это указывает на жар и лихорадку, если меньше – в теле человека преобладает холод.Плохо, если пульс почти не слышен, что указывает на хронический холод, дисфункцию органа.
Пульс холода определяется тем, что при более-менее долгом нажатии на артерию (в любой точке) пульс внезапно пропадает и становится неслышным, при отпускании он появляется вновь.
Врач исследует пульс пациента, накладывая указательный, средний и безымянный пальцы к запястью правой и левой руки. Три точки на каждом запястье пациента, к которым врач прикладывает пальцы, дают ему представление о том, в каком состоянии находятся двенадцать внутренних органов – сердце, селезёнка и поджелудочная железа, лёгкие, почки, печень, толстый кишечник, желудок, тонкий кишечник, мочевой пузырь, желчный пузырь, а также предстательная железа у мужчин и яичники и матка у женщин.
По характеристике пульса определяется состояние внутренних органов, выявляется степень возмущения той или иной конституции, а также характер болезни – «жар» или «холод». При исследовании пульса учитывается свыше десятка параметров, такие как скорость пульса, его ритм и частота, амплитуда, сила, полнота, твёрдость или мягкость и другие показатели.
Слабый, глубинный, медленный, вялый, пустой пульс холода встречается у людей типов Ветер и Слизь с характерными для них заболеваниями. Люди-Ветры предрасположены к болезням нервной системы, представители типа Слизь – к нарушениям гормональной и лимфатической системы. Пульс Желчи – сильный, узловатый, напряженный, быстрый, твердый.
Характерен для людей конституции Желчь, предрасположенных к заболеваниям сердца, ИБС, гипертонической болезни, сахарному диабету по «горячему» типу, желчнокаменной болезни, хроническому гепатиту и холециститу, панкреатиту.
Наиболее удачное время для пульсовой диагностики – раннее утро. Очень важна располагающая, спокойная обстановка.
- Приема алкогольных напитков.
- Приема сердечно-сосудистых препаратов.
- Приема наркотических средств.
- Тяжелых физических нагрузок.
- В состоянии стресса.
- Проведет пульсовую и другие виды диагностики.
- Определит стратегию дальнейшего лечения.
- Даст рекомендации по правильному образу жизни и питанию согласно вашей природной конституции.
- осуществить оценку общего состояния организма и прогноз заболевания;
- определить состояние 13 основных органов человека (5 плотных и 8 полых).
Методика диагностики в тибетской медицине
Люди называют чудесами явления природы, стоящие за гранью понимания обыденного ума. Если же человек практикует чудесную Дхарму, то уже из самого названия этого учения можно догадаться, что плоды этой практики будут также чудесными или, по крайней мере, необычными. Когда у просветлённого мастера спрашивают, как он достиг таких чудесных способностей, то он обычно отвечает, что просто сделал то-то и то-то, без применения тайного метода и без намерения проявлять какие-либо способности, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет
И это не лукавство и не ложная скромность, ведь действительно освобождённое сознание фонтанирует сиддхами (чудесными силами) как из рога изобилия. Не важно, к какой конфессии или традиции принадлежит мастер, будь он буддист, даос или последователь Дзогчен, освобождённый ум не знает границ и, тем более, не обусловлен ни названием Учения, ни своей национальностью или сферой приложения способностей.
Хотя тибетская медицина изучается в рамках логической и вполне научной методики, в её программу включено большое количество мистических дисциплин, которые просто невозможно понять обычным умом. Их следует постигать только через практику Тантры, развивая в себе мистические качества, ясность ума, интуицию и всевозможные, удивительные приёмы общения с миром и людьми. Зачем это необходимо целителю? Тибетская медицина рассматривает тело пациента, как составную часть личности (тело, энергия, ум) и всего космоса, а не как отдельную и самостоятельную сущность. Потому проблемы тела трактуются, как продолжение дисфункций ума и энергии пациента.
Чтобы понять проблемы пациента, врач тибетской медицины должен изучить не только возможные симптомы расстройств, но и глубоко разбираться в принципах функционирования основополагающих законов природы и жизненных основ. Ему надо не только уметь ориентироваться в структурах тела, но и ясно видеть различные функции энергетики пациента и проникать в самые тайные уголки человеческой души, ведь именно там кроются первоначальные причины всех недугов и проблем. Истинный целитель просто обязан обладать чудесными силами. Чтобы справиться с расстройствами или «провокациями вредоносных духов», он должен быть не только мудрым, но и сильным «волшебником», иначе негативные провокации одолеют пациента, а при неблагоприятных обстоятельствах и самого целителя.
Всё вышесказанное для скептика может показаться полнейшим бредом, но на самом деле это не так. Не зря Восток называют краем чудес. Именно в Тибете изобрели и усовершенствовали гениальный метод проникновения в тайные аспекты человеческой природы, названный пульсодиагностикой. Этот способ диагностики известен также в Китае, в Индии и во многих странах, где сохранилась традиционная медицина. Но тибетская пульсодиагностика сильно отличается от других, и уже одно это говорит об оригинальности метода и исконно тибетских корнях традиции.
Со времён гениального целителя Тибета Ютогбы, который систематизировал теоретические аспекты тибетской доктрины, основные принципы лечения и диагностики за 12 веков не изменились. Это ни коим образом не говорит о косности метода, а лишь свидетельствует о проникновении восточных мудрецов в абсолютные и сущностные аспекты знания о природе человека и мира вообще. А в таких глобальных и фундаментальных сферах знания, что-либо менять не имеет смысла.
Методика диагностики в тибетской медицинеВ арсенале диагностики, принятой в традиции тибетской медицины, существуют разные методы, начиная от вполне традиционного опроса о причинах визита к врачу, и, кончая абсолютно мистическими способами гадания, трактовкой снов и примет. Но, несмотря на столь огромное разнообразие способов распознания причин расстройств, пульсодиагностику можно назвать главным и абсолютно необходимым методом исследования причин болезней. Целитель, не владеющий пульсодиагностикой подобен слепому, которому не видны тайные причины расстройств, кроющиеся в глубинах внутренних органов и в сложных отношениях между ними. Только проникнув в хитросплетения энергетических потоков происходящих внутри человека, можно эффективно применять средства терапии: коррекцию питания, изменения образа жизни, лекарства и процедуры.
Однако, в среде современных дипломированных врачей существует мнение, что без высшего образования, полученного в рамках программы доминирующей государственной нетрадиционной медицины, никому нельзя заниматься медицинской практикой. Но тогда возникает вопрос, а что же делали столько веков целители Тибета, Китая, Индии, да и вообще целители всего мира без диплома Минздрава? Может быть, слава легендарного Хуато в Китае была фальшивая, а Ютогба ничего не понимал в природе человека и в целебных свойствах растений? Конечно же, нет. Скорее всего, современные терапевты блуждают в глубоком неведении относительно своего рода занятий.
Итак, если вы попали на приём к врачу, практикующего тибетскую медицину, или обратились в медицинский центр, где эти методы лечения возможны, можете считать, что вы прикасаетесь не только к экзотическому способу избавления от собственных проблем, но у вас есть еще уникальная возможность узнать о себе много интересного и полезного. Если целитель обладает должной квалификацией, а у вас есть желание следовать наставлениям более глубокого порядка, чем просто выполнение расписания приёма лекарств, то вы можете получить бесценные знания о природе отношений вашей личности и космоса, которые скорректируют вашу жизнь в русло счастья и здоровья. С точки зрения тибетской доктрины лечения, счастье основано не на мифических причинах, не на материальном благополучии (хотя это только приветствуется), а на балансе жизненных основ человека.
Если они находятся в дисгармонии, то нарушается работа внутренних органов и, как следствие, человек болеет, испытывает депрессии, его ум начинает страдать от неудовлетворённости в жизни. Не зря многие практики различных Учений, которым посчастливилось сбалансировать свои доши (три жизненных начала) и привести в гармонию пять энергий, утверждают, что их жизнь обретает иное качество. При такой реализации, счастье становится реальным переживанием не по причине чего-то, а просто от факта самого бытия, ум адепта пребывает в блаженстве и в равновесном созерцании своей светоносной сущности.
Именно такие цели преследует тибетская методика лечения, но, конечно же, при этом врач не забывает привести в порядок внутренние органы человека, его энергетические каналы и здоровье в целом.
Методика диагностики в тибетской медицинеЧтобы распутать клубок проблем пациента и без вреда для него сбалансировать доши и энергетику, целитель должен точно определить какие общие процессы доминируют в теле, и на какие внутренние органы пациента вначале следует воздействовать.
После опроса, внешнего осмотра тела, языка и глаз, врачу необходимо провести пульсодиагностику всех внутренних органов. Без этого исследования невозможно точно сказать, какой процесс и как именно протекает в каждом отдельном органе.
Этот метод с одной стороны очень мистичен — требует от диагноста глубокого погружения в свои ощущения и в тоже время удивительно точен — даёт колоссальный объём объективной информации о состоянии внутренних органов и всего организма. Целитель получает не только информацию о доминирующих процессах в том или ином органе, через пульсодиагностику он налаживает мистическую связь с пациентом и, по большому счёту, активно влияет на развитие дальнейших событий в жизни человека, чем корректирует течение его кармы в более выгодное русло.
Если между целителем и пациентом устанавливаются доверительные отношения и пациент при этом следует всем рекомендациям, то это способствует быстрому и, что немаловажно, окончательному успеху в лечении. В данной методике лечения не может быть и речи о том, чтобы человека ориентировать на постоянный приём лекарств. Даже в тяжелых случаях, прописывая постоянный прием лекарств, целитель все же ориентирует пациента на коррекцию питания и образа жизни. Потому что правильное питание и образ жизни — это лучшее средство поддержания здоровья после лечения. В качестве профилактики так же можно регулярно применять поддерживающие процедуры (в частности очень эффективна мокса).
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что залог правильного лечения и полного выздоровления лежит в точном определении причин расстройств, в установлении доверительного контакта между врачом и пациентом, и в неукоснительном выполнении пациентом рекомендаций относительно питания, образа жизни и процедур. Это является, как достоинством тибетского метода терапии, так и его недостатком.
Если пациент в силу разных обстоятельств не хочет или не может следовать определенным для него целителем «правилам игры», то лечение будет или малоэффективным, или вообще безрезультатным.
К сожалению, наше общество сильно поражено обезличенным подходом к человеку. Сейчас больше верят документам, а не выражению глаз или характеристикам пульса.
Такое положение дел приводит к тому, что люди начали терять способность воспринимать мудрость традиции и довольно скептически относятся к советам истинных целителей. Тем не менее, не смотря на все перипетии, сложного технократического мира, традиции древних мудрецов сохранились, живут до сих пор и распространяются по всему миру. Сострадание просветлённых существ и в наш век проявляется улыбками на лицах людей, которым не чужды принципы духовного здоровья.
Томас Дюнкенбергер — Справочник по тибетской медицине
Неправильные сочетания продуктов
В тибетских теориях о питании неправильные сочетания пищевых продуктов рассматриваются как «яды». Такое отношение легко понять, так как поглощение подобных ядов вызывает мощное давление на весь организм и приводит к непряжению пищеварительного тепла. Это часто является причиной различных болезней и дисбалансов телесных энергий. Ниже приводится список продуктов, которые не сочетаются друг с другом:
Рыба с молоком.
Молоко с фруктами.
Рыба и яйца.
Вареные бобовые с йогуртом и/или сахаром.
Алкоголь с очень свежим йогуртом.
Грибы, жаренные в горчичном масле.
Цыпленок с йогуртом.
Цыпленок со смесью меда и растительных масел (в равных пропорциях) .
Мясо с (белыми) молочными продуктами.
Мясо с кислыми алкогольными напитками.
Мясо с жареной мукой из зерна.
Молоко с кислыми продуктами.
Вкратце, одновременное поглощение двух различных продуктов животного происхождения или кислот и крахмалов не рекомендуется, так как наносит вред телу.
Западная диетология тоже советует по возможности не употреблять кислоты и крахмалы вместе. Ясно, что пищеварительной энергии легче справляться с одним веществом или группой веществ, чем с пищей, обладающей несколькими различными вкусами.
Чем легче идентифицируются типы вкусов, тем понятнее становятся энергетические потребности, связанные с перевариванием продуктов. Владея подобной информацией, вы сумеете помочь своему телу быстрее расщеплять и перерабатывать пищу.
Если мы представим, что различные вещества, содержащиеся в продуктах питания, являются разными формами информации, с кото-
рой предстоит справиться телу, становится понятным, как простой рацион питания способен обезопасить тело от дисбаланса или неправильного «прочтения» информации. Пищеварительное тепло тоже можно сбалансировать за счет потребления более простых сочетаний ингредиентов или так называемой «монодиеты» с теплыми и легкими активными силами (один прием пищи в день или только овощной суп в течение всего дня и т. д.).
Полное голодание оказывает сильное дисбалансирующее действие на телесную энергию Lung (ветер). Такое голодание в течение довольно длительного времени допустимо только с разрешения и под контролем опытного врача.
Вполне очевидно, что продукты с очень холодными и очень горячими активными силами плохо сочетаются. Если вы страдаете от изжоги, вас кидает в дрожь или жар, вы ощущаете дискомфорт, тяжесть в области желудка или мучаетесь от вздутия живота, вполне возможно, что продукты, которые вы недавно съели, не сочетаются друг с другом или с типом вашего телосложения. Те же самые симптомы могут указывать и на возникновение дисбаланса телесных энергий.
Основными законами являются простота, умеренность и баланс в вашем образе жизни. Руководствуясь этими естественными принципами, вы почувствуете себя лучше, причем очень скоро. По прошествии более длительного времени такой стиль жизни непременно благотворно скажется на вашем здоровье и балансе тела и ума.
Раздел IV
Диагностика в тибетской медицине
Общая информация
Методы диагностики в тибетской медицине обладают мощным потенциалом. Без помощи сложной медицинской аппаратуры тибетский врач способен составить ясную картину о состоянии пациента, задавая ему вопросы о симптомах болезни, о привычках питания и поведения. Тщательное визуальное обследование тела — прежде всего лица, языка и мочи, а также метод диагностики по пульсу также являются важными компонентами системы диагностики.
В согласии с философией буддизма, подчеркивающей существование фундаментального взаимодействия между физической, эмоциональной и ментальной структурами, тибетская медицина также уделяет внимание психологическим факторам.
Например, в классическом тибетском тексте исследуется символика сновидений. Эти символы способны прояснить состояние здоровья пациента и его прогноз на будущее. Важность придается и другим формам символов. Подход врача к своему пациенту тоже имеет большое значение.
Поистине удивительно, как мало технических средств требуется тибетскому врачу для постановки диагноза. Тибетская медицина представляет собой эффективную и экономичную систему — даже одной этой причины достаточно, чтобы подвигнуть богатые индустриальные страны вкладывать больше средств в сохранение и изучение этой древней науки об исцелении.
Постановка диагноза с помощью опроса пациента
Постановка диагноза в результате опроса является важным компонентом тибетского анамнеза. Тибетский врач расспрашивает своего пациента о его условиях жизни, о том, как тот питается, как проходит его обычный день. Задав несколько дополнительных вопросов, врач обычно способен объяснить изумленному пациенту и прочие симптомы.
Мы не будем приводить здесь вопросы, которые обычно задает врач, потому что они включены в соответствующие главы. Многие вопросы вошли также в тест по определению индивидуального типа телосложения в конце книги.
Основная информация о диагностике по пульсу, моче и языку,
а также исходя из рациона питания и образа жизни
индивида
Если во время изучения своего пульса, мочи и языка вы обнаружите какие-то из указанных ниже характеристик, знайте, что это всегда указывает на наличие дисбаланса одной из телесных энергий — как правило, в форме избытка этой энергии. На этот диагноз можно оказать положительное влияние с помощью соответствующих правил питания и поведения.
Диагностика по пульсу
В тибетской медицине пульс считается своеобразным «вестником», который способен передавать во внешний мир определенную информацию о том, что происходит внутри тела. Диагностика по пульсу, безусловно является одной из наиболее выдающихся форм диагностики. Однако этот способ постановки диагноза используется всегда в сочетании с другими диагностическими процедурами, хотя и имеет приоритет перед ними.
Измерение пульса в тибетской медицине отличается от подхода, принятого в Китае и в аюрведической медицине. Основное отличие заключается в положении пальцев при измерении пульса, а также в самом диагнозе. Этот метод постановки диагноза позволяет искусному тибетскому врачу извлекать точную «информацию» о каждом человеке. Причем эти данные имеют ничуть не меньшее значение, чем результаты научных исследований.
К измерению пульса тибетские врачи прибегают, прежде всего для оценки функции/нарушения функции соответствующих органов и/или их энергетического равновесия. С помощью специальных методов измерения пульса можно получить представление об эмоциональных факторах, наличии ментальных болезней, вызванных так называемыми «невидимыми» силами, о базовой жизненной силе («пульс основы жизни», пульс La на локтевой артерии) и о многом другом. Помимо этого, тибетские врачи используют три пульса смерти — пульс демонов, так называемый «пульс просветления», семейный пульс и несколько специфических методов измерения пульса, обычно объединяемых под названием «семь удивительных пульсов».
Правда, можно предположить, что далеко не все тибетские врачи в полной мере владеют мастерством измерения указанных видов пульса. Вот почему на практике к этим способам прибегают нечасто. Однако диагностика по пульсу, выполненная выдающимся тибетским врачом, почти граничит с ясновидением — вероятно, подобные способности обязательно соседствуют у врача, посвятившего свою жизнь состраданию ко всем живым существам и сумевшего достичь состояния высшего просветления.
Мне известна история пациента, который обратился к методам ортодоксальной медицины и получил печальный вердикт о том, что жить ему осталось не более полугода. К счастью, этот человек решил проконсультироваться у известного тибетского терапевта-целителя. Во время процедуры постановки диагноза по пульсу врач задал больному вопрос о поездке на Тибет и о том камне, который был привезен им из поездки в качестве «сувенира». Пациент даже не упоминал об этом! В числе прочих рекомендаций тибетского целителя был и совет отвезти камень туда, откуда он был взят. Совершенно очевидно, что болезнь мужчины была в значительной степени вызвана действием «невидимых» сил. С помощью ритуала возвращения «сувенира», произнесения соответствующих ритуальных формул и прочего оказалось возможным вновь успокоить эти силы. Насколько мне известно, этот мужчина живет и здравствует по сей день.
Используя так называемый «семейный пульс» (который называют еще «репрезентативным пульсом»), квалифицированный врач способен поставить диагноз отсутствующему в комнате больному по пульсу его родственника. Родственник, которому измеряют пульс, должен быть здоров – таково обязательное условие этого метода диагностики. Кроме того, существуют методики измерения пульса, испльзуемые исключительно для предсказания будущего.
Как уже упоминалось, эти способы диагностики не являются общеринятыми практиками во время каждой медицинской консультации. Я привел эти примеры только для того, чтобы продемонстировать уникальные возможности тибетской диагностики в сравнении с западной лабораторной диагностикой, основанной исключительно на показаниях приборов. Кроме того, преимущество диагностики по пульсу состоим в том, что она является доступной в любое время и в любом месте, так сказать, «всегда находится под рукой». Этот тип диагностики должен базироваться на точных теоретических знаниях и обширном практическом опыте.