болезни в тибетской медицине

Причины болезней в тибетской медицине

Основой тибетской медицины является теория пяти первоэлементов (махабхуд) – Пространства, Ветра, Огня, Воды и Земли.

Энергия этих элементов формирует человека, его тело и психику, но также и создает три виновника заболеваний: Ветер, Желчь и Слизь. Эта триада представляет собой три жизненных начала в организме человека и постоянно присутствует в нем, что еще не означает развитие болезни.

болезни в тибетской медицине

Человек остается здоровым пока Ветер, Желчь и Слизь находятся в равновесии, пока ни одно из жизненных начал не начинает преобладать и проявляться чрезмерно. Но как только равновесие нарушается, и какое-то из начал начинает заметно доминировать, то проявляется заболевание, соответствующее этому началу.

Что же является причиной нарушения этого жизненно важного равновесия? Согласно воззрениям тибетской медицины таких причин множество, но существуют три основные причины, «три яда» – неведение, страсть и ненависть. Неведение – это состояние помрачения, при котором человек не осознает своего единства с миром, не принимает закон мироздания, в котором существует. Неведение порождает страсть, а страсть становится причиной ненависти. Так человека поражают «три яда» и при определенных условиях эти три первопричины всех страданий активизируют «виновников» заболеваний – Ветер, Желчь и Слизь – и нарушают их равновесие.

Какие условия провоцируют нарушение равновесия между тремя жизненными началами? Известно несколько групп таких условий.

Время. В разное время года и в разное время суток повышается вероятность нарушения тех или иных жизненных начал. Так, болезни Ветра проявляются чаще летом, на рассвете и на закате; активизация болезней Слизи происходит весной и в сумерки; подъем болезней Желчи происходит осенью и в полдень либо в полночь.

Напасти. В тибетской медицине понятие «напасти» трактуется как негативные внешние влияния психогенного или иного рода. Напасти – это то, что случается с человеком по различным внешним причинам.

Питание. Одна из основных причин возникновения болезней – это неправильное питание, то есть питание, не соответствующее конституционному типу человека, его возрасту и месту обитания. Наиболее распространенной проблемой, связанной с неправильным питанием, в тибетской медицине считается переедание, чрезмерное потребление пищи.

Образ жизни. Каждому конституционному типу подходит свой набор особенностей физиологического и социального поведения. Количество часов, отводимых на сон, активность в определенное время суток, подходящая к определенному типу личности работа, формат общения с окружающими людьми и еще множество факторов, которые либо обеспечивают необходимый баланс взаимодействия трех жизненных начал, либо нарушают его.

В зависимости от того, какое жизненное начало нарушает равновесие в организме и начинает доминировать, развиваются болезни, относящиеся к этому началу. Соответственно, существуют болезни Ветра, болезни Желчи и болезни Слизи. У каждого типа болезней есть свои причины. Перечислим основные причины болезней, соответствующие каждому из начал.

Болезни Ветра в общем случае могут быть вызваны физической активностью, превосходящей силы организма, а также бессонницей и сильными страстями.

Болезни Желчи вызываются чувствами антипатии, гнева и ненависти. Кроме того, болезни Желчи провоцируются тяжелым физическим трудом.

Болезни Слизи часто становятся следствием лени. Если взять в привычку лежать после обильного обеда, будет происходить чрезмерное накопление слизи, и она может стать виновником болезни.

Мы видим, что любые нарушения основных законов гармоничной жизни – правильного питания, верного образа жизни, рационально распределяющего энергию и силы человека, а также несоблюдение норм психической гигиены (гневливость, антипатия к окружающим) – нарушают равновесие основных жизненных начал и ослабляют организм. А на ослабший организм обрушиваются болезни, и именно те болезни, которые были вызваны определенными виновниками – Ветром, Желчью или Слизью. Таким образом тибетская медицина может не только диагностировать болезнь, но и предсказать вероятность ее появления, если видно проблемы с каким жизненным началом имеются у человека.

Причины болезней

Согласно тибетской медицине причина болезней у человека заключается в невежестве, которое идет от незнания самого себя. Существуют 3 причины (3 яда), которые являются следствием нашего незнания и имеют названия более привычное нам «болезни души» и «болезни причины»: страсть, гнев, глупость

Источник причин болезней в духовной среде человека состоит из «трех пороков» в физическом теле человека (систем регуляции, чьи расстройства имеют также названия «болезни тела» или «болезни следствий») — ветра, желчи и слизи. Символами этих пороков является петух,свинья,змея.

Причина душевных заболеваний

«Заболевания души» могут появиться не только в настоящей жизни, но и также брать свои корни из предыдущих прожитых жизней. Есть душевные болезни, которые возникают при содействии причин в настоящей и прошлой жизни.

Причины физических заболеваний

Данные заболевания могут появляться вследствии внешних и внутренних причин.

Внутренние причины

Расстройства трех систем регуляции организма, происходящие под влиянием внешних факторов тиких как

  • климатические условия проживания;
  • сезонные воздействия;
  • характер трудовой деятельности и бытовые уловия;
  • режим питания;
  • особенности половой жизни человека.

Возмущение желчи сжигает силы тела, так как имеет свойство огня и поэтому горяча. Находясь внизу, она устремляется наверх.

Все болезни слизи угнетают огонь и теп­ло, так каа имеют свойство воды и поэтому прохладна. Находясь сверху падает вниз. Заболевания холода непосредственно от нее.

Ветер общий для холода и тепла. Когда находится на сол­нце, то провоцирует перегрев. Нахождение под луной усиливает охлаждение. Проникает вверх и вниз, внутрь и наружу. Вызывает разногласие между холодом и теплом,и вследствии этого является причиной всех болезней.

Внешние причины

  • инфекции;
  • различные травмы
  • Внешние и внутренние причины болезней подразделяют по характеру участия в процессе развития болезни на 3 группы:
  • порождающие, которые порождают и увеличивают;
  • накапливающие, собирающие и приводящие в движение;
  • способствующие проявлению, провоцирующие к проявлению болезней.

Влияние климата на здоровье.

Разные конституционные типы людей по разному реагируют на климат где они проживают.

Люди конституции слизи плохо переносят холодный и сырой климат. Это приводит к большому накоплению слизи, вобуждению слизи на этой почве и способствует развитию болезней. Так ка слизь проявляется в холодных болезнях, то может развиться холодная потология. У других конституционных типов её увеличение будет иметь другие последствия.

Люди имеющие конституцию желчь, плохо переносят жару, так как она вызывает усиление и возбуждение желчи, что провоцирует горячие болезни. Поэтому люди этого типа любят прохладу и стараются избегать жары, так как по натуре являются очень жаркими и горячими.

Сухой и ветренный климат усиливает систему ветра, которая ярко выражена у человека этого типа конституции.

Времена года тоже оказывают свое влияние на системы слизи, желчи и ветра и на характер заболеваний. Весной нарушается состояние системы регуляции такой как слизь. Всю зиму она копиться и весной проявляет себя в виде холодных заболеваний. Заболевания проявляющиеся летом, в основном связаны с нарушением системы регуляции ветер.

Как влияет питание на здоровье.

Питательность пищи и ее количество имеют большое значение в изменении состояния систем регуляции. Каждый из шести первичных вкусов (сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий и вяжущий) оказывает определенное влияние на состояние систем ветра, желчи или слизи, усиливает или подавляет их. Кроме того, вторичные свойства, которые пищевые продукты приобретают в процессе метаболизма в организме, также определенным образом участвуют в развитии заболевания или в подавлении его. Пища также препятствует усилению той или иной систем регуляции.

Для реализации своего первого и основного принципа жить долго и не болея» в тибетской медицины разработан целый комплекс мер. Для этого необходимо предупреждать чрезмерное усиление и накопление какой-либо системы. Патологическое влияние климата и сезонов года, т. е. объективных факторов среды, надо нейтрализовать образом жизни, характером питания, видом трудовой деятельности. Рекомендуемые образ жизни и пищевые продукты в питании назначаются тибетскими врачами на основе полного представления о конституции человека, т. е. знаний о доминирующей системе регуляции, с учетом влияний времени года. В связи с тем, что в различные возрастные периоды происходят изменения в состоянии систем регуляции, тибетский врач должен их учитывать.

Если на три принципа образ жизни, питание и лекарства опираться как должно, то можно жить спокойно, без недугов.

Сокровища тибетской медицины — Страница 2 из 2 — Журнал Здоровье

На основании того, какая из трех систем регуляции преобладает во внутренней среде организма, тибетские врачи делят людей на три конституциональных типа: ветра, желчи и слизи. Бывают также сочетания из трех или двух типов конституций.

Люди, рожденные ветром, сутулы, сухощавы, бледны, телом небольшие, плохо переносят холод, живут недолго. Они бедны, многословны, любят песни, смех, борьбу, стрельбу, предпочитают сладкое, кислое, жгучее. По повадкам похожи на грифов, ястребов и лис.

Люди с конституцией желчи подвержены жажде и голоду, потеют и пахнут. Волосы и кожа у них желтоватого цвета, ум острый, богатство и тело — посредственные. Они тщеславны, склонны к сладкому, горькому, терпкому, прохладному. По повадкам похожи на тигров и обезьян.

У людей с конституцией слизи прохладное и округлое тело, они мясисты и белы. Голод, жажду, страдания переносят легко. Тела у них крупные, живут долго, богато, сон у них крепкий. Они широки душой, от природы имеют хороший нрав. Похожи по повадкам на львов и буйволов.

Меньше всех живут люди конституции ветра: у них преобладают процессы расхода энергии, ведущие к быстрому истощению и гибели. Зато люди конституции слизи — это долгожители, у них доминируют процессы накопления энергии, организм активно восстанавливается. Люди конституции желчи имеют обычно среднюю продолжительность жизни.

Лечение — каждому свое

По тибетским представлениям, наша реакция на любой раздражитель зависит от того, какая из систем регуляции у нас доминирует. Например, люди конституции ветра в ответ на какой-то раздражитель становятся более активными в поведении, много двигаются, теряют сон, утрачивают аппетит и т. д. А вот у людей конституции слизи под влиянием того же фактора может повыситься аппетит, возникнет сонливость, заторможенность, снизится работоспособность и т. д.

Одни и те же климатические условия и продукты питания, одни и те же лекарства действуют на людей разных типов конституции совершенно по-разному: в одних случаях они могут вылечить больного, в других — способны вызвать заболевание. С возрастом состояние внутренней среды у людей ветра, желчи и слизи тоже меняется по-разному.

Вот почему в тибетской медицине, наряду с лекарственными и физическими способами профилактики и лечения болезней, обязательно используются лечебное питание и лечебный образ жизни, которые зависят от конституции человека, его возраста и характера заболевания.

“Горячие” и “холодные”

По представлениям тибетской медицины, в организме человека развиваются горячие и холодные болезни. В основе горячих болезней — чрезмерно выраженные “горячие процессы”, то есть гиперфункция (избыточная активность) любого органа, ткани или системы. К этой же группе относятся и воспалительные процессы.. Высокая температура, лихорадочное состояние — верные признаки горячих болезней.

В основе холодных болезней лежат состояния гипофункции (недостаточной активности) различной степени, а также слишком сильно выраженные процессы питания, роста, клеточного деления. Типичный пример холодной болезни — рак.

В развитии горячих и холодных состояний участвуют все три системы регуляции организма: система ветра способствует горячим процессам, система желчи — и тем и другим, а система слизи в большей мере причастна к развитию холодных процессов. Достаточно нарушить хрупкое равновесие в деятельности этих систем, чтобы человек заболел. Представления о трех регулирующих системах организма, а также о холодных и горячих состояниях являются основой классификации болезней в тибетской медицине.

 

 

Болезни системы органов дыхания в тибетской медицине

Тибетская медицина относит к органам дыхания следующие органы; легкие, трахею, бронхи, нос, кожные покровы и волосяной покров тела человека

Легкое управляет циркуляцией жизненной силы, перемещение жидкостей (крови) организма, газообмен и контролирует дыхание. «Зеркалом» легких являются кожные и волосяные покровы, «окном» нос. При болезнях органов дыхания наблюдаются такие симптомы как зуд и Органы дыханиясухость кожи, выпадение волос, отеки, расстройство мочеиспускания и др.

Болезни органов дыхания также подразделяются на болезни «холода» и «жара». Заболевания органов дыхания бронхит, трахеит, бронхиальная астма, пневмония, туберкулез, ринит и др. основой являются возмущение конституций Слизь и Желчь, при условии воздействия на человека внешних условий (сырость, ветер, холод). Также злоупотребление кислой, острой пищей, умственные и физические перенапряжения, экзогенные инфекции, попадание пыли, загрязненный воздух, несвоевременное и неправильное лечение предыдущих острых болезней. Основным симптомом поражения органов дыхания относится кашель, он изнуряет человека и истощает его жизненную энергию. Задачей лечения тибетской медицины в этом случае это очищение бронхов и легких от инфекции, от трудноотделяемой мокроты, в некоторых случаях прекращение ее обильное отделение.

«Холод» может быть, как и внешним, так и внутренним.

Внешний «холод», охлаждение организма извне купание в холодной воде, обтирание снегом, не по сезону одетая легкая одежда, долгое пребывание на улице в холодную и дождливую погоду, в холодном или в сыром помещении, сквозняк. В таких случаях Тибетская медицина говорит, что болезнь входит в организм через кожные покровы.

Внутреннее охлаждение это употребление иньских (холодных) продуктов, что ведет накоплению в организме энергии холода (Инь): иньские продукты, пища из холодильника, холодная вода, сырые фрукты и овощи.
Легкие в тибетской медицине называют «Советник плотных органов». Они ассоциируются с чувством печали; благоприятный вкус — жгучий (острый).

В «Чжуд-Ши» различают восемь болезней легких, подразделяющиеся на болезни «холода» и «жара».
Заболевание на основе возмущения конституции Ветер («ветер в легких») выражается тем, что человек уже болеющий бронхитом и переживший нервное потрясение, испытывает приступы надсадного, изнурительного кашля с густой трудноотделяемой мокротой. В таких случаях назначают фитопрепараты нормализующие конституцию Ветер (из серии Агар) , и сочетают с отхаркивающими (Дарбу-5) и др.

«Жар» в легком — это острый воспалительный процесс или же обострение хронической болезни, которая сопровождается с повышенной температурой. Симптомами являются: ощущение жара в грудной клетке, учащенное, шумное затрудненное дыхание, кашель с трудноотделяемой, ярко желтой мокротой, густой консистенции. Также может быть тяжесть и боли в грудной клетке. Применяют отхаркивающие и противовоспалительные фитопрепараты, и сочетают с средствами нормализации конституции Слизь и Желчь.

Болезни «холода» легких являются хронические болезни, и которые характеризуются чувством холода в груди, ногах и руках, одышка, физическое истощение, потеря аппетита, снижение работоспособности, кашель с жидкой обильной мокротой и преимущественно в утренние часы. В таких случаях применяются фитопрепараты повышающие внутреннее тепло, а также внешнее воздействие согревающими процедурами, и восстановление нарушенного энергетического баланса. бронхиальная астма

Болезни системы органов дыхания относится бронхиальная астма. При бронхиальной астме грудная клетка у человека расширена в объеме, больной испытывает головокружение, озноб, пониженный аппетит, частые одышки и приступы удушья. Больной трудно вдыхает и особенно трудно выдыхает. Свистящие хрипы слышны на расстоянии. Возникает опасность развития прерывания дыхания, вследствие спазма бронха и закрытие просвета бронха слизью. Болезнь с частыми рецидивами, приводящий к инвалидности. Назначают фитопрепараты нормализующие конституцию Слизь, улучшающие отделение мокроты (слизи), с противовоспалительным эффектом.

Хронические заболевания органов дыхания опасны их осложнениями, таких как дыхательная недостаточность, в дальнейшем к ним присоединяется недостаточность органов кровообращения (в первую очередь сердце). Нарушение функции легких неизбежно приводят к нарушениям функции сердца, почек, селезенки, печени. Яркий пример хронический бронхит курильщика, в стадии декомпенсации приводящий легочно-сердечной недостаточности. И поэтому необходимо своевременное лечение заболеваний органов дыхания, что предотвращает переход в хроническую форму и их осложнений

 

Книга: Болезни психики в контексте тибетской медицины

При изучении восточных медицинских систем, в том числе и тибетской, складывается парадоксальная ситуация: интенсивная прагматическая эксплуатация в области фармакологии и рефлексотерапии при весьма гуманных представлениях о теоретико-гносеологических предпосылках и без тщательного специального анализа описываемых в старинных трактатах нозологических форм.

Работа психиатров В. Б. Миневича и А. А. Дымчикова в этом плане является пионерной и, как нам кажется, результаты подробного анализа всех глав и разделов тибетских трактатов, прежде всего «Чжуд-ши», содержащих материал, который может интерпретироваться на почве психиатрии, позволили авторам сформулировать ряд методологических принципов и выводов, ценных для изучения других разделов тибетской медицины.

Фиксируемая в тибетских текстах клиническая феноменология в принципе не отличается от той, которую наблюдает современный специалист, не прибегая к методам лабораторного анализа: они могут быть сопоставлены.

Однако на ступени формулировки диагноза как краткого врачебного заключения о сущности заболевания проведение каких-либо параллелей между традиционной тибетской и современной медициной становится весьма затруднительным, что объясняется типологической несхожестью их фундаментальных теоретических построений, на которые опирается диагностический аппарат, это требует от современного врача специальных знаний в области культуры Древнего Востока в целом, Тибета — в частности.

Тибетская медицина при попытках систематизации накопленного материала прибегает к общим мировоззренческим стереотипам древнего средневекового Востока, восполняя таким образом отсутствие собственных теоретических взглядов на наблюдаемые закономерности организма, причины заболевания и т. д.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.